?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Года полтора назад мне позвонил давний знакомый – клавишник «Звуков Му» Паша Хотин. Предложил встретиться и сразу начал интриговать: мол, есть сюрприз. Не пожалеешь. Любопытство взяло вверх и уже на следующий вечер мы пили чай у меня в офисе. Хотин пришел в компании с невысоким худощавым мужчиной, лицо которого казалось мне знакомым. И хотя ленинский прищур выдавал в нем несомненного гения, идентифицировать его я не мог ни за какие деньги. На всякий случай сделал паузу и решил не материться.

Хотин крепился недолго. Сняв с шеи черный шарф, он забросил длинные ноги – короче, не помню, куда он их забросил, – и, развалившись в кресле, сказал: «Ну, Кушнир, ты понял… «Николай Коперник» снова начал репетиции». Важно так сказал. Значимо. Поскольку эта легендарная группа не существовала уже более пятнадцати лет. В это самое время «человек с прищуром» достает из-за пазухи черный компакт-диск и молча протягивает мне. На обложке крупными красными буквами написано: «Родина». И рядом красуется надпись: «Николай Коперник».

Мое сердце замерло, но не остановилось. До меня медленно доходит, что передо мной сидит лидер «Коперника» Юра Орлов. Тот самый, который в голодном 95-м предлагал дать мне интервью только за немыслимый эквивалент в американской валюте. Помню, что только дворянское воспитание не позволило мне послать пионера московской «новой волны» конкретно на х…й. Тем не менее кто старое помянет, тому глаз вон. Дебютную работу «Коперника» под названием «Родина» я в книгу «100 магнитоальбомов советского рока» включил, не поскупившись на теплые слова: «Пространство и время бесследно исчезли, поглощенные нечеловеческой красотой издаваемых звуков. Это была флюидная музыка из ниоткуда – «ангельские трубы и дьявольские тромбоны» по Берджесу, легионы серафимов, неслышно спешащих на трубный зов по горячему песку первомудрости. Любые оценки, эпитеты и комментарии в данном случае бессмысленны. Остается только сожалеть, что в стране так и не нашлось человека, который бы догадался выпустить эту изумительную работу на компакт-диске».
Боги, по-видимому, услышали мои мольбы. И теперь, с опозданием в двадцать лет, я держал в руках альбом, записанный «Коперником» в далеком 1986 году. Все последующие события разворачивались достаточно прогнозируемо. Мы с Орловым и Хотиным разработали план действий и ровно через месяц сделали в «Газгольдере» закрытую презентацию, знаменующую собой камбэк легендарного коллектива. В присутствии нескольких десятков журналистов и философа Дугина «Николай Коперник» провел гениальную пресс-конференцию – с закосом под совещание масонской ложи или креативный митинг «Могучей кучки» с участием Мусоргского и Бородина. Затем состоялся концерт. На сцене Орлов, Хотин и Ко играли выше всяких похвал, и их триумфальное возвращение из 80-х лицезрели, пожалуй, все мастодонты того времени – от музыкантов «Браво» и «оберманекенов» до Богдана Титомира. Тогда подумалось, что с таким оригинальным музыкальным мышлением «Коперник» мог бы выступать в Гластонбери или в рамках альтернативного фестиваля где-нибудь в Берлине.

Подумалось и забылось. По простой причине. Подавляющее большинство героев «100 магнитоальбомов» напоминали мне жителей Атлантиды. Какой-то гигантский, ушедший под воду материк. Целый слой молодежной субкультуры 80-х. Иных уж нет, а те далече. Китов на плаву осталось немного: «Аквариум», «Машина», «ДДТ», кто-то еще. Остальные представляли в моем сознании не подлежащий восстановлению археологический пласт. Это казалось неинтересным ни звукозаписывающим компаниям, ни самим музыкантам, которые тихо спивались в кабаках или ездили на гастроли эстрадных звезд второго эшелона. Получалось, что верхи не хотят, а низы не могут.

Слава богу, я ошибался. Ситуация начала меняться – правда, не сразу. Вначале мощная волна камбэков захлестнула Европу – от разовых (Led Zeppelin) и коммерческих (Spice Girls, Queen, Sex Pistols) до высокохудожественных и впечатляющих: Police, Blondie, B-52’s, Kula Shaker. Затем отголоски этой волны докатились и до нас.

События разворачивались следующим образом. Вначале из пепла, а вернее, из деревни, восстал «Вежливый отказ». При этом Рома Суслов в интервью как-то по-дурацки стыдливо оправдывался: мол, спонсоры просьбами замучили. Затем активизировались представители «электронного индастриала» – группа «Ночной проспект» и «короли городского декаданса» – «оберманекены». Практически в золотом составе собрался «Мегаполис». Участили выступления осколки «Звуков Му» – «Отзвуки Му». Другими словами, идея рок-фестиваля в духе «дискотеки 80-х» прямо-таки витала в воздухе.
И наконец-то это свершилось. За последний месяц акции подобного рода прошли в Москве дважды. Вначале под вывеской «Золотое подполье» Леша Борисов из «Ночного проспекта» собрал на ВДНХ фестиваль из 16 коллективов. Концепция была простой: в павильоне № 58 под названием «Украина» в бой идут одни старики, родом из 80-х. Блистали тот же «Коперник», «Оптимальный вариант» и герои «советского Вудстока» 1987 года – дубненская ритм-энд-блюзовая группа «Алиби». Для полноты картины не хватало разве что полумифических «Оловянных солдатиков» и культового «Отряда имени Валерия Чкалова» – тех, кто в фильме «АССА» исполняет песню «ВВС» – реквием советским военно-воздушным силам.
Отдельных теплых слов заслужил получасовой сет одной из старейших советских рок-групп «Рубиновая атака», лидер которой Владимир Рацкевич (ныне продюсер Эмина Агаларова) призвал под свои знамена дочь Чекасина Аню со скрипкой, контрабасиста и отвязного барабанщика. Играли совсем не то, что в далеком 1968-м, – навороченный прогрессив-рок с электронной начинкой. Знатоки во главе с Троицким, Волковым и Гурьевым пили недешевую водку и стонали от восторга. Весь этот праздник снимало несколько камер японского и французского телевидения. Наверное, для какой-нибудь геологической передачи. Не знаю.

Ровно через неделю аналогичное мероприятие прошло уже на открытом воздухе, на Николиной Горе. Там, где четверть века назад выступали «Аквариум», «Кино» и «Звуки Му». Идеологом фестиваля «Власть цветов», приуроченного к 40-летию событий 1968 года, выступил басист «Звуков» Саша Липницкий. Помимо блестящих сетов «Коперника», «Ночного проспекта» и «Отзвуков Му» запомнилось жесткое выступление Умки, которую не смутило отсутствие на сцене собственной ритм-секции. Две гитары и гармошка – вполне достаточно для хлесткого и одухотворенного рок-н-ролла. В скобках напомню, что свой первый альбом «Дневник Дуни Кулаковой» Умка выпустила еще в 1986 году. С тех пор в ее дискографии числится более двух десятков дисков и бутлегов.

По-своему на Николиной Горе отличился и резко помолодевший Анжей из группы «Оберманекен», сопровождавший свои монотонные блюзы саркастическими телегами про жизнь хиппи, марихуану и лето любви. Короче, приезжий русский «гонщик» из Нью-Йорка с длинной челкой а-ля Charlatans попрал все местные идеалы. Но попрал, сука, талантливо – типичная рок-н-ролльная провокация. Что называется, «улыбка с ножом в кармане». Неудивительно, что оба фестиваля закончились примерно одинаково – приездом милиции. Из автоматов, правда, никто не стрелял, но аналогии с оруэлловским 1984-м просматривались. Хотя и не в таком апокалипсическом масштабе.

В заключение хочется отметить, что большинство средств массовой информации эти события как-то вяло проигнорировали. Одни назвали их «междусобойчиками», другие жаловались на «нецентрализованность организации и отсутствие общего трансфера». Знакомая история – делать вид, что этой культуры сегодня не существует. Так легче. А теперь информация для тех, кто не безнадежен. В Питере с середины июля начинает давать клубные концерты лучшая ска-группа 1983 года «Странные игры». Похоже, жизнь продолжается…
....Александр Кушнир

Comments

netango wrote:
Oct. 25th, 2010 11:53 am (UTC)
Анжей из группы «Оберманекен» - попрал все местные идеалы) улыбнуло))Анжей как всегда прав)значит такие идеалы))
childgarold wrote:
Nov. 1st, 2010 11:48 am (UTC)
вудиалы
allladina wrote:
Oct. 25th, 2010 07:11 pm (UTC)
разорвать их идеалы ка грелку))
childgarold wrote:
Nov. 1st, 2010 11:49 am (UTC)
как кепку
1dendy wrote:
Oct. 26th, 2010 11:52 am (UTC)
Анжей сам - мистер Идеал!
childgarold wrote:
Nov. 1st, 2010 11:49 am (UTC)
ВудиАлен

Profile

childgarold
childgarold

Latest Month

August 2012
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by
HP.com/gwen